пятница, 25 сентября 2015 г.

Кинетический песок - инновационный сенсорный материал или почему его стоит использовать в работе с детьми.

В настоящее время существуют сотни и тысячи игрушек для детей. При виде ассортимента, у родителей часто разбегаются глаза: многообразие кукол, машин, пазлов, робототехники, конструкторов, настольных игр, масс для лепок, танцевальных ковриков и многое другое. Производители детских игрушек соревнуются в изобретательности, поражая фантазией, технологиями изготовления, разнообразием функционального применения. Детские игрушки для девочек, детские игрушки для мальчиков, детские развивающие игрушки, радиоуправляемые машинки, модели железных дорог - перечислять можно до бесконечности. Но как выбрать игрушку с пользой для ребенка?
Инновационные технологии также коснулись области изготовления детских игрушек, одной из таких игрушек является кинетический песок.
В чем же заключается эффективность применения данного продукта? Давайте познакомимся с ним поближе.

Кинетический песок – это  совершенно новый и необычный материал как для  игры и учебных процессов, так и для терапевтических целей.
Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими.
Исходя из результатов собственной практики работы с детьми с ОВЗ, мы смогли выделить 5 наиболее существенных положительных сторон применения данного материала:
1. Развитие мелкой моторики.
Дети с ДЦП имеют слаборазвитую мелкую моторику. Часто у них проявляется сильная спастика, мышечная зажатость, напряжение и т.д.
Другая категория детей с ДЦП – это дети со слабым мышечным тонусом, которые не способны держать карандаши, кисточки, регулировать силу нажима и т.д.
Эти дети моторно неловки, простейшие манипуляции с предметами для них являются целым испытанием.
Кинетический песок по своей структуре подходит и тем, и другим детям. Его свойства позволяют, и расслаблять чересчур напряженные мышцы ребенка, и развивать силу мышечного тонуса.
Чередование упражнений обеспечивает в процессе игры терапевтический эффект.
Кинетический песок – отличный способ развивать и корректировать мелкую моторику ребенка с ДЦП.
2. Развитие воображения.
Развитие воображения у младших дошкольников с ДЦП по сравнению с нормально развивающимися сверстниками происходит в более медленном темпе и характеризуется несформированностью способности к переконструированию, комбинированию приобретаемого опыта. Кинетический песок дает возможность ребенку самому создать собственную композицию или фигуру, украсить ее, придумать к ней историю. Все это стимулирует работу наглядно-образного мышления и воображения, что мы отмечаем, как положительный фактор для развития ребенка в целом.
3. Развитие мышления.
Нарушения мыслительной деятельности у детей с ДЦП проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи.
Недостаточность высших корковых функций может также проявляться в задержке формирования пространственных и временных представлений, стереогноза (узнавание предметов на ощупь).
Процессы моделирования и конструирования в время игры с кинетическим песком способствуют преодолению и коррекции вышеперечисленных дефектов.
Важным положительным моментом работы с кинетическим песком является возможность комбинирования его с развитием речи, ФЭМП, установлением межпредметных связей и др.
4. Релаксация, снятие тревожности и профилактика аффектов.
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные расстройства.  Они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, неадекватной реакции на обычные раздражители окружающей среды, склонности к колебаниям настроения.
Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория). Нередко, эта возбудимость сопровождается страхами, зачастую характерен страх высоты.
Занятия с кинетическим песком в различных дидактических игровых формах расслабляет и уравновешивает ребенка, регулирует уровень эмоциональной лабильности, переключает его внимание.
У ребенка вырабатывается усидчивость, он сосредотачивается на определенном виде деятельности.
Приятный на ощупь песок положительно влияет на фон настроения ребенка как перевозбужденного, так и находящегося в дисфоричном состоянии.
5. Экологичность и гипоаллергенность компонентов.
 В настоящее время среди детей (и не только с ДЦП) стало увеличиваться число детей-аллергиков, которые имеют препятствия и трудности в отношении питания, контакта с домашними животными, спорами растений, красителями, используемыми для создания игрушек и т.д.
Учитывая этот факт, мы считаем, что необходимо указать на гипоаллергенность кинетического песка. Он не содержит глютен, пшеницу и другие аллергические элементы.
Кинетический песок состоит на 98% очищенного кварцевого песка и 2% реагента – эффективного, но абсолютно безопасного. Стоит отметить, что срок службы данной игрушки составляет 5 лет, что является достаточно продолжительным периодом по сравнению с другими развивающими игрушками.
Эффективность работы с кинетическим песком доказана нами на собственной практике, наблюдается положительная динамика по всем пяти критериям, использование песка позволяет нам создавать различные коррекционно-развивающие игровые ситуации, которые детям очень нравятся.


Видеоролик в помощь.

P.P.S. - Правда захотелось поиграть?))))))

Кондратенко Игорь Сергеевич, воспитатель

17 комментариев:

  1. Юлия Широбокова16 октября 2015 г., 0:17

    Песок классный по всем показателям! У нас в детском саду дети уже второй год с удовольствием занимаются с ним. Спасибо нашим воспитателям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Владимировна. Этот песок у наших детей стоит на особом положении, очень уж они любят коллективно из него лепить.

      Удалить
  2. Здравствуйте Игорь Сергеевич. Интересный песок, мы с детьми тоже пользуемся таким. Очень успокаивает гиперактивных детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна. Полностью с вами согласен :)

      Удалить
  3. Добрый вечер, Игорь Сергеевич! Информация достаточно подробная и полезная! Стоит всем, с детками, по возможности, попробовать данный увлекательный материал!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Яна Алексеевна! Пробуйте, делитесь впечатлениями :)

      Удалить
    2. Спасибо большое, обязательно попробуем и непременно поделимся впечатлениями!:)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Игорь Сергеевич!
    Чудесные технологии являются не только помощниками взрослым, но и помощниками для малышей :) в преодолении трудностей. Я как-то тоже освещала в блоге это направление работы "Живой песок"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток, Виктория Александровна! У нас очень хорошо идет этот материал, я сочинил легенду о том, что мы купили его у гномов за 100 золотых монет :)
      Ну,чтоб дети бережнее относились к нему))

      Удалить
  5. Замечательный материал,приятно,что молодежь использует этот материал.И легенда вообще прекрасное дело,важный момент для мотивации деток.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валерьевна. Эффект от нашей легенды положительный - дети очень бережно к нему относятся.

      Удалить
  6. Новое пособие всегда интересно для детей. А где Вы берете этот песок?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Ивановна. Мы заказываем наш песок на сайте http://jivoipesok.umi.ru/, он из Швеции и ценовая политика у них адекватная.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Игорь сергеевич! После прочтения данной статьи мы тоже обзавелись этим замечательным пособием! Спасибо за подробное и интересное освещение данной темы! Наши детки очень любят кинетический песок и мы с удовольствием используем его в своей работе!!! Успехов Вам в вашей работе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Викторовна! Очень признателен Вам за Ваши пожелания! Этот песок действительно имеет массу положительных качеств.

      Удалить
  8. Добрый вечер! Вы правы, захотелось не только поиграть, но и появилось ощущение, что конкурс - это не столько испытание - по крайней мере, для меня, но и разностороннее развитие и совершенствование! Спасибо таким педагогам, как Вы, ведь информация, размещённая на Вашем сайте - не только интересна и полезна для многих педагогов, но и заставляет по-новому взглянуть на свою профессию!!! Большое Вам спасибо за интересный материал и удачи на конкурсе!!! От души!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, аноним! :) Спасибо Вам за искренние слова в мой адрес!)

      Удалить